Меню Содержимое
Главная arrow НОВОСТИ arrow «САМАЯ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА…»

Поиск по сайту

Какой каталог должна иметь международная фотовыставка?
 

Статистика

Visitors: 11183717
«САМАЯ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА…»

Сергей С.Ветров


«САМАЯ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ

ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА…»


Что лучше – эмоции, созданные в студии или пойманные на лице в репортаже? Какие кадры будут наиболее интересны и значительны – тщательно отыгранные в лучах искусственного света или на бегу подхваченные в сложных и непредсказуемых условиях освещения естественного?

Да и случается, что сам репортаж (обозванный «репортажкой») противопоставляя постановочным манипуляциям с фонами и аксессуарами, относят к делу нетрудному или даже бездумному. «Это и ребенок снимет, - слышится порой, - а ты вот покажи, как умеешь с моделью работать..» Так же и наоборот.

Думая об этом, понимаю, что сама постановка вопроса - в духе современных телешоу, построенных на противоречиях и законах дуэли, где ради развития диалога (или – обмена монологами, это уж как повезет), для придания действу остроты и привлечения к нему зрителей расщепляются на грубые половинки очень сложные, неоднозначные и тонкие в своих трактовках явления и понятия. Будь все однозначно, то и нечего спорить – это ясно, а для эфира нужен рейтинг.

Во втором случае, когда одна сторона возвеличивается, а другой явно отказывают в серьезности, дабы время понапрасну не терять и не втягиваться в «метание бисера», беседы лучше смело прекратить – они пусты и бесперспективны.

Не проводя барьерной черты и не погружаясь в доскональное сопоставление всех элементов «репортажа» и «студии», в нескольких общих чертах поделюсь своими впечатлениями, размышлениями и вынесенными из них замечаниями касательно фотосъемок в специально оборудованном помещении и, так сказать, в «свободном полете».


Не думаю, что студийная работа, прямой контакт с моделью (знакомой фотографу всего лишь пять минут или уже несколько лет) будет проще и ровнее, нежели при выходе на улицы города, а тем более села.

Конечно, на лицо предварительный «сговор»: место, время, а очень часто и стилистика сеанса были оговорены заранее, все участники предстоящего события на него согласились и ждут результатов (фотограф, например, пополнения авторской коллекции снимков и новых комментариев на фотографических сайтах, портретируемый – интересного времяпрепровождения и профессионально сделанных фотографий). Но ни высококачественные студийные вспышки, ни универсальные системы раздвижных фонов и бездонные в количестве пикселей матрицы фотоаппаратов не гарантируют успеха предприятия. Один из «ключей» к хорошим снимкам – это взаимное доверие и сотрудничество автора и модели. Не представители двух баррикад должны встретиться в студии, а сообщники и партнеры. И раз уж главным «режиссером» действа является все-таки фотограф, то именно от него в первую очередь должна исходить уверенность, именно ему необходимо рассеивать неудобство и стеснение стоящего в свете пилотных ламп человека, причем, как в случае создания определенных настроений, так и в случае их раскрытия в человеке. Если для дела необходима радость и смех, если требуется прыгать и безумно скакать в кадре, то первым следует смеяться и скакать самому фотографу, подпрыгивать, изображать необычные фигуры и, если уж потребует замысел, даже делать стойку на голове: ну как, посудите сами, верить серьезному человеку с большим фотоаппаратом, каменным лицом и равнодушным тяжелым взглядом призывающему Вас к проявлению радости и хорошему настроению? Пусть энергия фотомастера, как спичка костер, разжигает внутреннюю энергию фотомодели.

Так же и с другой стороны - невозможно вызвать человека к откровенности и выразительности взгляда, все время подшучивая, хихикая и порхая вокруг. Каждой задаче свой алгоритм решения, свой подход. Универсального метода нет, точно так же как и нет необходимости в каждом сеансе извлекать на «рекамовский» или «хэнселевский» свет истинные чувства и устремления человека: какие-то качества, разумеется, лучше не показывать, особенно если речь идет о фотографии, выполняемой по заказу.

Работая над портретом, желательно ближе (и лучше заранее) познакомиться с человеком, выяснить его взгляд на предстоящее событие (при необходимости – обоснованно и деликатно удержать от следования грубым штампам и впадания в безвкусицу), почувствовать натуру, обдумать грядущую тональность и наметить стилистику съемки. Словом, внимательно вглядеться, вслушаться в собеседника и, выбирая те или иные насадки для фото-лампы, склоняясь к использованию жесткого прожектора или многослойного софт-бокса, учитывать полученную информацию. В этом отношении студийная съемка позволяет выбирать различные световые модели, подчеркивающие, усиливающие или же, если необходимо, маскирующие какие-то особенности характера или внешности портретируемого. Подобным образом выбираются композиционные решения кадра и стилистика их последующей обработки. Для человека динамичного подойдет неуравновешенная, нестандартная композиция, жесткий, контрастный свет и такой же стиль обработки, для спокойного, лирического портрета – классическая организация пространства, рассеянный свет, мягкорисующая оптика и фильтры из подгруппы “Blur”.


На «вольном воздухе», при погружении в репортажную фотографию, такое свободное управление световым рисунком ограничено. Тем не менее, всегда можно подыскать более выгодную точку съемки, использовать светосильную оптику, а если снимаешь не тайно, не надо стесняться и «прогибаться под изменчивый мир». Уверенность и доброжелательность и здесь помогут переместить портретируемого на полшага в сторону, дабы он предстал в более удачном свете или на менее хаотичном фоне. А когда фотографируемые непосредственно заинтересованы в результатах вашей работы, корректировать, сдвигать и менять людей местами можно и нужно смело, решительно, не давая опомниться и возразить. Главное - чувствовать ритм происходящего события, отслеживать те моменты, когда вмешательство возможно, а когда оно будет неуместно или даже деструктивно.

Выходя на съемку, самое простое (потому что бьет резко и сразу) - это сосредоточиться на отражении уродства, болезней и социального негатива; гораздо сложнее (и оттого интереснее) – поймать в толпе необычные фактурные лица, уловить тонкие моменты радости или минуты задумчивости, в лице отдельно взятого случайно встреченного человека опознать настроения, мечты и горести целого поколения, в частном обнаружить общее. «В основе своей Фотография бывает подрывной не тогда, когда пугает, потрясает и даже бичует, но когда она пребывает в задумчивости», - отмечал Ролан Барт.

И возможность встречи с этим напрямую зависит от настроения и отношения к окружающим самого фотографа. Съемка в духе папарацци (выскочил из-за угла, «разрядил обойму» и убежал) – тут не самый подходящий метод. Погружаясь в уличный репортаж, необходимо набраться терпения и доброжелательности. Наконец, очень важно учиться распознавать патологию, видеть те случаи, когда доставать фотоаппарат просто опасно и вместо хорошего снимка можно получить серьезную травму (как бы убедительно и аргументировано не рассказывали Вы о бескорыстности своих устремлений).

Даже в местах вполне себе туристических и видавших не одно поколение фотографической техники, даже снимая пейзаж, случается услышать фразу «Это частная собственность! Снимать нельзя!» или «А зачем это Вы мой дом фотографируете?» И тут уж не каждого из вопрошающих устроят ответы «Просто так», «Нравится», а рассказ о том, что Вы, де, фотограф-пейзажист и Вас очень вдохновляет эта самая облупленная кирпичная стена, для некоторых «материалистов» окажется неубедительным. Тут уж приходится импровизировать и называться, к примеру, студентом архитектурного ВУЗа, собирающим материал для диплома, художником, пишущим картины по фотографиям и так далее и тому подобное. И раз уж так не просто иногда выходит со съемкой какой-нибудь избушки, то тревожный вопрос «А зачем это Вы моих детей снимаете?» в наши дни звучит вполне понятно и обосновано.

Потому для испытания себя на поприще репортажного портрета безопаснее, конечно, влиться в какой-нибудь праздник, в народную ярмарку, во всеобщее гуляние, где фотографирование – нормальный элемент происходящего события.

Однако следует заметить, что далеко не всегда, фотографируя людей на улице, встречаешь неприязнь и подозрительность. Порою, заметив рядом фотографа, кто-нибудь обязательно заинтересуется и попросит его запечатлеть. Не торопитесь, не убегайте, сделав беглый кадр, чтобы только отвязались, -воспользуйтесь этой встречей. Раз уж прохожий сам согласен открыться перед камерой, то, возможно, будет не прочь немного вам подыграть; а уж отправить на следующий день несколько фотографий на его электронную почту – особого труда Вам не составит.

Согласно практике различных фотосалонов и конкурсов, наиболее интересными и привлекательными для зрителя являются контрастные, эффектные варианты освещения, необычные конструкции и непривычные планы при построении кадра. Но, как и в кулинарном искусстве, где неожиданные и на первый взгляд невозможные сочетания ингредиентов создают невероятный, удивительный вкус, на «кухне» фотографической репортеру следует помнить о контрастах смысловых и учиться выгодно их использовать. Размещая в рамках одного кадра биполярные объекты (ребенок и солдат, малыш и старик, монашка и... ну и так далее), активнее, острее подчеркивать драматизм или комизм ситуации, придавать сюжету если не эпический, то хотя бы не местечковый характер, от механической статистической фиксации переходить к вопросам иного значения и большей глубины.

Наконец, на улице или на торжественном мероприятии (открытие выставки, творческий вечер, показательные выступления и тому подобное), фотографы, не забывайте, что не событие вертится вокруг ваших внушительных объективов, а вы, желательно как можно менее заметно и не мешая общему ходу событий, скользите, выбирая интересные моменты и строя нестандартные композиции, среди его участников. И чем незаметнее будет работа человека с фотокамерой, тем интереснее будет результат этой работы.

В студийных условиях – фотограф – это повелитель процесса, он – словно капитан большого корабля в огромном море, от его мастерства общения, уверенности и его внимания зависит безопасность «пассажиров», от его личных качеств – сплоченность и общее настроение команды. На пленере, в репортажных условиях – фотографу желательно уподобиться легковесной тени, плавному призраку с «фотографической памятью».

Убежден, что процесс фотосъемки события не сводится к одной лишь последовательной и кропотливой записи происходящего на вместительную флеш-карту. Если действующие лица создают событие для присутствующих зрителей, то, нажимая на спусковую кнопку, фотограф своей работой формирует его образ на будущее, образ, переходящий к тем, кого в этот момент не было рядом – и далее – к зрителям еще не родившимся, будущим. Тем самым, фотосъемка концерта, спектакля, праздника – дело ответственное и требует не «фоток по приколу», а честного и искреннего отношения к тому, что записывается в темных недрах фотоаппарата. Передача движения (не только тел, но и душ) других людей грядущим зрителям сама по себе есть труд немалый. Труд внимания и сохранения.


«Воспроизведение портретов, - писал в начале прошлого века непременный член Фотографического отдела Императорского Русского Технического Общества А.К. Ержемский, - представляет, без сомнения, самую трудную часть фотографического искусства; качества портретных снимков зависят, прежде всего и главным образом, от личных способностей фотографа, от его художественного вкуса, понимания изящного, умения подметить те или другие особенности в модели и затем уже – от технических совершенств самих снимков».

 


Last Updated ( Saturday, 31 December 2011 )
 
< Prev   Next >