Меню Содержимое
Главная arrow Статьи arrow В библиотеке фотографа

Поиск по сайту

Какой каталог должна иметь международная фотовыставка?
 

Статистика

Visitors: 7190963
В библиотеке фотографа

В БИБЛИОТЕКЕ ФОТОГРАФА

Заметки на полях

  Фотография – дело затратное: что ни год, обновляются модельные ряды фотокамер, модернизируется студийное оборудование и появляются все новые аксессуары и принадлежности.

  И если приверженцы и поклонники цифровых технологий, вооружившись какой-нибудь «камерой года» и подобрав удовлетворяющий желаемым требованиям персональный компьютер, могут неустанно и «безболезненно» заполнять, перекачивать на диски или стирать компактные карты памяти (со стремительно растущими цифрами доступного объема), то «адептам» старой школы помимо закупки фотоматериалов (пленок и бумаг на все многообразие сюжетов и условий съемки) предстоит еще волнующий процесс проявления, а в особо продвинутых случаях – долгое заседание в «темной комнате».

  Речь о затратах материальных и в этом отношении большинство из ступивших на путь фотографического ремесла или искусства каждый (согласно своим мечтаниям и особенностям характера, тихими или «семигигабайтными» шагами, засучив рукава и подтянув пояс или внимательно пересмотрев графы своего «листа затрат» и удалив из него пункты не обязательные) стремится к формированию личного – отвечающего только его наиглавнейшим задачам и устремлениям – фотографического арсенала.

  Но помимо нехватки мегапикселей и светосилы, широты фотопленки и универсальности проявителя, встречаются на практике и пробелы в элементарных познаниях фотодела, а в нем (как, впрочем, и во многих других областях) требуется от автора вложение мысли, знаний и гибкое их применение на практике – как под лампами студийного света, так и под открытым небом, на пленэре.

  Выбор вариантов для удовлетворения познавательного интереса, как и ассортимент современных фотомагазинов, в наши дни достаточно широк. В тяге к новым знаниям, в желании постигнуть так называемые «секреты и трюки» мастерства можно подобрать и добросовестно пройти от первого до экзаменационного занятия любой из ныне предлагаемых и конкурентоспособных фотографических курсов, тренингов или избирательно посещать авторские семинары;  можно до одурения копаться в недрах всемирной паутины (отсеивая пустую породу и выискивая золотые жилки), регулярно следить за событиями в галерейной жизни (к счастью, количество фотографических проектов и выставок сегодня не ограничивается двумя-тремя экспозициями в год) и, наконец, заглянуть в книжный магазин или в библиотеку.

  Не претендуя на исчерпывающий критический анализ и ни в коем случае не стремясь дать многостраничные толковые рецензии, загляну сегодня в библиотеку фотографа (в том числе - в настоящую, рассредоточенную по книжным полкам и частично прочитанную) и, полистав страницы изданий разных лет, нацеленных на освещение различных аспектов фотографического мастерства, набросаю что-то в стиле «заметок на полях» - попробую назвать несколько, по моему мнению, интересных книг, кратко отметить, что в них представляется мне важным, а с чем я не соглашался при чтении и не согласен сейчас. Ну, и без мыслей в духе «навеяло» тоже не обойдется.

  1. С чего начинается…Агафонов А.В., Пожарская С.Г. «Фотобукварь»

Фотобукварь

  Букварь обыкновенный – школьный был темно-синего цвета, кажется, с ростовыми портретами каких-то бодрых детей на обложке. Вот только вместо бодрости приносил он по большей части переживания неприятные.

  Букварь фотографический первое время был не по карману и его успешно заменили инструкции к фотоаппаратам и небольшое иллюстрированное издание журнального формата (к сожалению, давно забытое и затерянное), где доступным языком рассказывались главные этапы работы с фотопленкой и фотобумагой. Их я читал с увлечением и радостью от первых успешных экспериментов. А названную книгу приобрел уже вдогонку, так сказать, для коллекции  – на фотографическом фестивале, из рук авторов.

  «Фотобукварь» написан для детей, понятен, хорошо иллюстрирован, однако рассказывает о работе на бромосеребряных светочувствительных материалах и поэтому, как может показаться, в наш век, со стремительным развитием цифровых технологий, при как бы вырождении фотографии пленочной, глобально устарел и совершенно бесполезен.

  Я с этим не соглашусь. Покуда производят фотоматериалы и не разбита последняя пленочная камера, будут появляться и те, кому невероятно интересно прикасаться к таинству «сокрытого изображения». Фотография – это «алхимия», а классическая фотография – особенно.

  Все чаще и чаще на улицах города можно встретить молодых ребят с традиционной техникой в руках – и это не обязательно элитные «Лейки» или «Хассельблады», но и отцовские (а то и дедовские) «ФЭДы» с «Зенитами». Так называемая аналоговая фотография вышла в авангард художественных изысканий: разводятся раритетные эмульсии, пленки перепроявляют и чуть ли не запекают в духовках, в Интернете заметен интерес к уже, казалось бы, «задавленным» Photoshop-ом старинным способам съемки и печати, а повышение зернистости изображения воспринимается как знак благородства.

  Попробуйте взять на прогулку какой-нибудь старенький, уже почти забытый, знакомый только старшему поколению аппарат – и  увидите, что не на громоздкие новинки дигитальных технологий станут оборачиваться прохожие, а на Вас – кто-то, покрутив легонько пальцем у виска, а кто-то проводив изумленным взором - как загадочного профессионала или шамана древних племен.

  Однажды обнаружил, что у английского слова «crazy» помимо основных значений «ненормальный» и «псих» есть и другое - характеризующее человека, помешанного на чем-либо, сильно чем-то увлекающегося; вот и в современной фотографии, как мне представляется, достаточно этих «crazy» - причем, как в рядах «пленочников», так и среди «цифровиков».

  Если Вы только слышали, что на фотоаппаратах когда-то не было кнопочки «Просмотр», а количество доступных кадров ограничивалось цифрой 36, и если захотелось ощутить на себе все прелести традиционной фотографии, возьмите «Фотобукварь» - там о ней очень хорошо написано. Да и не только о ней.

 

2. Сделано в СССР

 

Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии»

Основы композиции в фотографии

   

Казалось бы, что можно ожидать от книги, первые строки которой «Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание развитию и совершенствованию отраслей народного хозяйства..» и так далее и тому подобное?! Однако, выполнив требования времени, согласившись на необходимые для выхода книги вкрапления, Лидия Павловна Дыко переходит к серьезному и очень толковому раскрытию заявленной темы. И данная книга – пожалуй, одна из лучших книг по композиции в фотографии.

 

 Слышу, слышу возражение, что «правила существуют для того, чтобы их нарушать!» или «из любого правила есть исключение!», но первое  сомнительно, а ко второму с известными оговорками приходит всякий здравомыслящий исследователь изобразительной грамоты. И прежде чем идти в разрез, необходимо хорошо изучить, уметь использовать (и объяснять – зачем все это нарушается) элементарные законы построения композиции. В противном случае – налицо не исключения из правил, а всего лишь маскировка значительных пробелов познания основ и грубый подлог.

 

Известные мастера абстрактной и авангардной живописи писали свои – большинству среднестатистических зрителей непонятные полотна («А что тут такого? Так-то и я нарисовать смогу!») не потому, что не умели делать это «правильно», но предварительно пройдя классическое обучение, досконально зная художественную азбуку и не случайно, не «от бедра» набрасывали на холсты краски и наводили на листах линии.

 

Нельзя разработать и сделать новый акробатический трюк, не имея представления об анатомии человеческого тела и его пластических возможностях – сломаешь позвоночник. Правда, фотография не столь фатальна – шею не свернешь, и все же, как писал Сальвадор Дали (еще тот нарушитель всевозможных правил), «начните с того, что выучитесь писать, как старые мастера, после можете писать, как вам заблагорассудится».

  

3. Через “Электронику” к “Hensel”

 

- Книги издательства «Мир»

 

(Д.Килпатрик «Свет и Освещение», Дж.Уэйд «Техника пейзажной фотографии» и другие)

 

- Марк Клейгорн «Портретная фотография»

 

- А.В. Шеклеин «Фотографический калейдоскоп»

Книги издательства "Мир"

   

Лет двадцать назад красочные книги издательства «Мир» представлялись мне наиглавнейшими изданиями по теории и практике фотографии. Не только иметь их у себя, но и представить в полном составе у кого-либо на книжной полке было непросто.

 

Во-первых, авторы – иностранцы, во-вторых, очень хорошее качество бумаги и иллюстраций не повсеместной рабоче-крестьянской стилистики, в-третьих, в книгах этих говорилось о пленках с не советской шкалой светочувствительности, упоминалось о каких-то почти фантастических  аппаратах и просто немыслимых приспособлениях для студийной работы. Пройдет время – и все это, уже усовершенствованное и расширенное, наводнит магазины, но тогда… путаясь в потемках с какой-нибудь огромной, уже просроченной бобиной кино-негатива с чувствительностью 32 единицы по ГОСТу, о таких материалах, как, например, Ilford оставалось только мечтать (не говоря уже о технике).

 

В наши дни есть «вездесущий» Ли Фрост и другие – однозначные и не очень – авторы, но серия «Мир», похоже, остается в ряду изданий интересных и найти ее (коль возникнет желание) можно где-нибудь в лавке букиниста (по средней цене 500 рублей за штуку),  а большинство из составляющих ее книг успешно отсканировано и передается теперь уже не из рук в руки, а от монитора к монитору..

    Портретная фотография

Если технические главы из книги «Свет и Освещение» когда-то читались как некая фотографическая сказка, то «Портретная фотография» Клейгорна – по отношению к действительности - инструкция к применению, «молоток и гвозди». Все из представленных в ней приборов абсолютно доступны - хоть на бюджетном, хоть на высокопрофессиональном уровне (как говорится, по средствам). Перечислены основные варианты освещения, названы распространенные насадки и приспособления для работы с портретом, даны краткие рекомендации касательно «проблемных мест» и другое.. однако, личное впечатление от книги осталось неровным.

 

Главная претензия – к определению автором «Высокого ключа». Как не убеждайте, никогда не соглашусь, что ростовой портрет затянутой в черное одеяние и размещенной на белом фоне женщины – есть верная иллюстрация данной техники. Во всех определениях говорится о малейшей доле черного (в портрете – зрачок или ресницы, в натюрморте лепесток или какая-то деталь).  Если не добавлять – это уже не высокий ключ, а имитация недопроявленного отпечатка.

 

Но лучше процитирую Андрея Шеклеина, классика теории и техники  фотографии, а в частности – редактора книг из вышеупомянутой серии «Мир»:

Фотографический калейдоскоп

   

«"Высокий ключ" требует незначительного диапазона тональных переходов в изображении и допускает (а правильнее сказать, и требует) лишь отдельные, небольшие по площади темные детали, только подчеркивающие нежность остального изображения. На практике это означает:

 

- наличие светлого объекта; он может быть светлым сам по себе либо может представляться фотографу выигрышным при передаче в светлых тонах; вряд ли стоит, например, пытаться сфотографировать этим способом темноглазую брюнетку или африканца

 

- светлый фон, как правило, однотонный и освещенный более сильно, чем сам объект;

 

- мягкое, рассеянное, почти бестеневое освещение, которое дарит иногда сама природа, или же его приходится искусственно организовывать набором рассеивателей, затенителей и отражателей  <…> »

  

Ну, и так далее. Всем, кто смотрит в сторону пленки, рекомендую заглянуть в книгу Андрея Шеклеина «Фотографический калейдоскоп».

  

4. Компьютеризация всей страны

 

Кэтрин Айсманн «Ретуширование и обработка изображений в Photoshop»

Ретуширование иобработка изображений в Photoshop

   

Если компьютерные курсы уже за плечами, а в руках диплом «мастера на все инструменты» или же тщательнейшим образом подобранный самоучитель прочитан от корки до корки, все кнопочки и фильтры изучены, а distort-эксперименты над фотографиями друзей уже набили оскомину, самое время заглянуть поглубже. И дело не в том, собираетесь Вы или нет разбирать и сканировать семейные архивы или открывать свой фото-реставрационный бизнес где-нибудь в арендованном уголке Дома Быта или Торгового Центра. Познав устройство программы, самое время обратиться к изучению простых алгоритмов ее работы и возможностей их комбинаций. Главная задача не в коллекционировании «step by step» уроков типа «Как из живого человека сделать манекен» (а при увлечении различными шумо-подавителями и лечащими кистями это не редкость), а в обретении опыта гибкого сочетания приемов из, казалось бы, совершенно разных, преследующих диаметрально противоположные цели, наборов манипуляций со слоями, режимами наложения и всевозможными фильтрами. Благо, Photoshop из тех программ, достижение результата в которых осуществляется не одним, а несколькими способами, а порою можно даже придумать что-нибудь свое.

 

Имея круг вполне конкретных актуальных задач, необходимую информацию так или иначе почерпнешь, выловишь из многоступенчатых описаний «что за чем и под каким углом». И всякая книга в данном смысле – только подсказка и руководство к действию. В частности у Кэтрин Айсманн есть чему поучиться.

 

Хотя, говоря уже исключительно от себя, не скрою, что в какие-то моменты стилистика повествования отдаленно напоминает мне какие-нибудь телемагазины, где некий молодчина Джон успешно справляется с поставленной задачей, используя новые инструменты очередного «пакета для творчества»; а сравнивая результаты своих стараний с результатом из книги, иногда ловил себя на подозрении, что какая-то часть информации намеренно утаивается, не раскрывается полностью, дабы с одной стороны – дать читателям пищу к размышлению, а с другой - сохранить статус Гуру Фотошопа и материалы для очередного переиздания своего труда.

 

Но это все  лишь мои заметки на полях, а книга весьма полезная. Имеющий очи – увидит.

  

5. «Классику надо знать..»

 

Фотоальбомы, каталоги выставок и раритетные издания

Фотоальбомы

 

   

И снова Сальвадор Дали:

 

«Энгру хотелось подражать Рафаэлю – и получился Энгр, Сезанн подражал Пуссену – и стал Сезанном, Дали подражал Мейсонье – и стал Дали. Если вам не хочется никому подражать, будьте уверены – из вас ничего не выйдет».

 

Авторские фотоальбомы и выставки – отличный материал для учебы.

 

Карелин и Прокудин-Горский, Родченко и Гринберг, Картье-Брессон и Адамс, Судек и Саудек.. - всех не перечислить, за 172 официальных года существования фотографии имен наберется предостаточно, а предпочтения и симпатии у каждого зрителя свои.

 

В последнее время появляются специализированные библиотеки, в отдельных магазинах и галереях есть возможность свободного доступа к фотоальбомам: с некоторыми из них достаточно просто ознакомиться,  а какими-то (у каждого – свои герои) при возникшем желании перелистывать еще и еще, можно пополнить личную книжную коллекцию.

Альбомы и каталоги

   

Не менее полезны  для изучения каталоги различных фотографических выставок, проводимых по всему миру (а тем более в том случае, когда Ваша цель – участие, а Ваше желание - победа в фото-конкурсах и салонах).

 

Здесь и познание современных направлений фотоискусства, и наблюдение за переменами в Человеке Воспринимающем, и наглядная подсказка, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы стать одним из призеров.

 

С другой стороны, из просмотра результатов очередного салона вырастает и возможность понимания того, как оставаться собой, как не подражать большинству и следовать индивидуальным путем: ориентируясь на «звезды» мировой классики, а «беспроигрышные» штампы современности воспринимая, как предупреждения о зыбучих песках, вязких болотах или непроходимых холодных лесах.

 

«В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, все настоящее должно плыть в стороне или против течения», - писал величайший сюрреалист Сальвадор Дали.

  

Когда же (чем черт не шутит!) попадутся каталоги старинные, в Ваших руках окажется хороший исторический материал для сравнительного анализа: какие сюжеты остаются по-прежнему популярны, а какие исчезают, что и сколь значительно изменилось в фотографии за последние сто лет, а что в основе своей остается неизменным и лишь меняет внешнюю оболочку.

 Самоучитель фотографии   

В источниках раритетных – времен Российской Империи, стоит лишь настроиться на дореволюционную речь и привыкнуть к изъятым из алфавита буквам, помимо сведений исторического характера, найдется и полезная, вполне применимая на практике информация (и не только для тех, кто увлекается коллодием или затеял возродить дагерротип). Меняются времена, скорость работы фотокамер возрастает, но всегда и в разных местах остаются технические и психологические моменты, лучшего исполнения которых так и не придумали по сей день.

 

Из обращения к литературе антикварной вырастает более глубокое понимание стиля, а в работах, сделанных «под старину» проявляется не только повторение контуров и тональностей, но и, насколько то возможно, приближение к сокровенному, к трудно выразимой словами сущности Фотографического Мастерства.

   И в завершении обзора вышепредставленного (и, разумеется, далеко не исчерпывающего) книжного списка советую Вам обратиться к полкам с учебниками по языкам иностранным, ибо немало (ох, как немало!) достойной (и очень достойной!) литературы по фотографии остается без перевода – как, например, известная трилогия Анселя Адамса. Приятного и полезного чтения!  

Сергей С. Ветров, Москва, Рождество 2011 г.

 

(А так же день рождения Фотографии –

 

172-летие доклада Луи-Франсуа Араго

 

о новом процессе воспроизведения изображений)

  
Last Updated ( Monday, 10 January 2011 )
 
< Prev