Сергей
С.Ветров
«САМАЯ
ТРУДНАЯ ЧАСТЬ
ФОТОГРАФИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА…»
Что
лучше – эмоции, созданные в студии или
пойманные на лице в репортаже? Какие
кадры будут наиболее интересны и
значительны – тщательно отыгранные в
лучах искусственного света или на бегу
подхваченные в сложных и непредсказуемых
условиях освещения естественного?
Да
и случается, что сам репортаж (обозванный
«репортажкой») противопоставляя
постановочным манипуляциям с фонами и
аксессуарами, относят к делу нетрудному
или даже бездумному. «Это и ребенок
снимет, - слышится порой, - а ты вот покажи,
как умеешь с моделью работать..» Так же
и наоборот.
Думая
об этом, понимаю, что сама постановка
вопроса - в духе современных телешоу,
построенных на противоречиях и законах
дуэли, где ради развития диалога (или –
обмена монологами, это уж как повезет),
для придания действу остроты и привлечения
к нему зрителей расщепляются на грубые
половинки очень сложные, неоднозначные
и тонкие в своих трактовках явления и
понятия. Будь все однозначно, то и нечего
спорить – это ясно, а для эфира нужен
рейтинг.
Во
втором случае, когда одна сторона
возвеличивается, а другой явно отказывают
в серьезности, дабы время понапрасну
не терять и не втягиваться в «метание
бисера», беседы лучше смело прекратить
– они пусты и бесперспективны.
Не
проводя барьерной черты и не погружаясь
в доскональное сопоставление всех
элементов «репортажа» и «студии», в
нескольких общих чертах поделюсь своими
впечатлениями, размышлениями и вынесенными
из них замечаниями касательно фотосъемок
в специально оборудованном помещении
и, так сказать, в «свободном полете».
Не
думаю, что студийная работа, прямой
контакт с моделью (знакомой фотографу
всего лишь пять минут или уже несколько
лет) будет проще и ровнее, нежели при
выходе на улицы города, а тем более села.
Конечно,
на лицо предварительный «сговор»: место,
время, а очень часто и стилистика сеанса
были оговорены заранее, все участники
предстоящего события на него согласились
и ждут результатов (фотограф, например,
пополнения авторской коллекции снимков
и новых комментариев на фотографических
сайтах, портретируемый – интересного
времяпрепровождения и профессионально
сделанных фотографий). Но ни
высококачественные студийные вспышки,
ни универсальные системы раздвижных
фонов и бездонные в количестве пикселей
матрицы фотоаппаратов не гарантируют
успеха предприятия. Один из «ключей» к
хорошим снимкам – это взаимное доверие
и сотрудничество автора и модели. Не
представители двух баррикад должны
встретиться в студии, а сообщники и
партнеры. И раз уж главным «режиссером»
действа является все-таки фотограф, то
именно от него в первую очередь должна
исходить уверенность, именно ему
необходимо рассеивать неудобство и
стеснение стоящего в свете пилотных
ламп человека, причем, как в случае
создания определенных настроений, так
и в случае их раскрытия в человеке. Если
для дела необходима радость и смех, если
требуется прыгать и безумно скакать в
кадре, то первым следует смеяться и
скакать самому фотографу, подпрыгивать,
изображать необычные фигуры и, если уж
потребует замысел, даже делать стойку
на голове: ну как, посудите сами, верить
серьезному человеку с большим
фотоаппаратом, каменным лицом и
равнодушным тяжелым взглядом призывающему
Вас к проявлению радости и хорошему
настроению? Пусть энергия фотомастера,
как спичка костер, разжигает внутреннюю
энергию фотомодели.
Так
же и с другой стороны - невозможно вызвать
человека к откровенности и выразительности
взгляда, все время подшучивая, хихикая
и порхая вокруг. Каждой задаче свой
алгоритм решения, свой подход.
Универсального метода нет, точно так
же как и нет необходимости в каждом
сеансе извлекать на «рекамовский» или
«хэнселевский» свет истинные чувства
и устремления человека: какие-то качества,
разумеется, лучше не показывать, особенно
если речь идет о фотографии, выполняемой
по заказу.
Работая
над портретом, желательно ближе (и лучше
заранее) познакомиться с человеком,
выяснить его взгляд на предстоящее
событие (при необходимости – обоснованно
и деликатно удержать от следования
грубым штампам и впадания в безвкусицу),
почувствовать натуру, обдумать грядущую
тональность и наметить стилистику
съемки. Словом, внимательно вглядеться,
вслушаться в собеседника и, выбирая те
или иные насадки для фото-лампы, склоняясь
к использованию жесткого прожектора
или многослойного софт-бокса, учитывать
полученную информацию. В этом отношении
студийная съемка позволяет выбирать
различные световые модели, подчеркивающие,
усиливающие или же, если необходимо,
маскирующие какие-то особенности
характера или внешности портретируемого.
Подобным образом выбираются композиционные
решения кадра и стилистика их последующей
обработки. Для человека динамичного
подойдет неуравновешенная, нестандартная
композиция, жесткий, контрастный свет
и такой же стиль обработки, для спокойного,
лирического портрета – классическая
организация пространства, рассеянный
свет, мягкорисующая оптика и фильтры
из подгруппы “Blur”.
На
«вольном воздухе», при погружении в
репортажную фотографию, такое свободное
управление световым рисунком ограничено.
Тем не менее, всегда можно подыскать
более выгодную точку съемки, использовать
светосильную оптику, а если снимаешь
не тайно, не надо стесняться и «прогибаться
под изменчивый мир». Уверенность и
доброжелательность и здесь помогут
переместить портретируемого на полшага
в сторону, дабы он предстал в более
удачном свете или на менее хаотичном
фоне. А когда фотографируемые
непосредственно заинтересованы в
результатах вашей работы, корректировать,
сдвигать и менять людей местами можно
и нужно смело, решительно, не давая
опомниться и возразить. Главное -
чувствовать ритм происходящего события,
отслеживать те моменты, когда вмешательство
возможно, а когда оно будет неуместно
или даже деструктивно.
Выходя
на съемку, самое простое (потому что
бьет резко и сразу) - это сосредоточиться
на отражении уродства, болезней и
социального негатива; гораздо сложнее
(и оттого интереснее) – поймать в толпе
необычные фактурные лица, уловить тонкие
моменты радости или минуты задумчивости,
в лице отдельно взятого случайно
встреченного человека опознать
настроения, мечты и горести целого
поколения, в частном обнаружить общее.
«В основе своей Фотография бывает
подрывной не тогда, когда пугает,
потрясает и даже бичует, но когда она
пребывает в задумчивости», - отмечал
Ролан Барт.
И
возможность встречи с этим напрямую
зависит от настроения и отношения к
окружающим самого фотографа. Съемка в
духе папарацци (выскочил из-за угла,
«разрядил обойму» и убежал) – тут не
самый подходящий метод. Погружаясь в
уличный репортаж, необходимо набраться
терпения и доброжелательности. Наконец,
очень важно учиться распознавать
патологию, видеть те случаи, когда
доставать фотоаппарат просто опасно и
вместо хорошего снимка можно получить
серьезную травму (как бы убедительно и
аргументировано не рассказывали Вы о
бескорыстности своих устремлений).
Даже
в местах вполне себе туристических и
видавших не одно поколение фотографической
техники, даже снимая пейзаж, случается
услышать фразу «Это частная собственность!
Снимать нельзя!» или «А зачем это Вы мой
дом фотографируете?» И тут уж не каждого
из вопрошающих устроят ответы «Просто
так», «Нравится», а рассказ о том, что
Вы, де, фотограф-пейзажист и Вас очень
вдохновляет эта самая облупленная
кирпичная стена, для некоторых
«материалистов» окажется неубедительным.
Тут уж приходится импровизировать и
называться, к примеру, студентом
архитектурного ВУЗа, собирающим материал
для диплома, художником, пишущим картины
по фотографиям и так далее и тому
подобное. И раз уж так не просто иногда
выходит со съемкой какой-нибудь избушки,
то тревожный вопрос «А зачем это Вы моих
детей снимаете?» в наши дни звучит вполне
понятно и обосновано.
Потому
для испытания себя на поприще репортажного
портрета безопаснее, конечно, влиться
в какой-нибудь праздник, в народную
ярмарку, во всеобщее гуляние, где
фотографирование – нормальный элемент
происходящего события.
Однако
следует заметить, что далеко не всегда,
фотографируя людей на улице, встречаешь
неприязнь и подозрительность. Порою,
заметив рядом фотографа, кто-нибудь
обязательно заинтересуется и попросит
его запечатлеть. Не торопитесь, не
убегайте, сделав беглый кадр, чтобы
только отвязались, -воспользуйтесь этой
встречей. Раз уж прохожий сам согласен
открыться перед камерой, то, возможно,
будет не прочь немного вам подыграть;
а уж отправить на следующий день несколько
фотографий на его электронную почту –
особого труда Вам не составит.
Согласно
практике различных фотосалонов и
конкурсов, наиболее интересными и
привлекательными для зрителя являются
контрастные, эффектные варианты
освещения, необычные конструкции и
непривычные планы при построении кадра.
Но, как и в кулинарном искусстве, где
неожиданные и на первый взгляд невозможные
сочетания ингредиентов создают
невероятный, удивительный вкус, на
«кухне» фотографической репортеру
следует помнить о контрастах смысловых
и учиться выгодно их использовать.
Размещая в рамках одного кадра биполярные
объекты (ребенок и солдат, малыш и старик,
монашка и... ну и так далее), активнее,
острее подчеркивать драматизм или
комизм ситуации, придавать сюжету если
не эпический, то хотя бы не местечковый
характер, от механической статистической
фиксации переходить к вопросам иного
значения и большей глубины.
Наконец,
на улице или на торжественном мероприятии
(открытие выставки, творческий вечер,
показательные выступления и тому
подобное), фотографы, не забывайте, что
не событие вертится вокруг ваших
внушительных объективов, а вы, желательно
как можно менее заметно и не мешая общему
ходу событий, скользите, выбирая
интересные моменты и строя нестандартные
композиции, среди его участников. И чем
незаметнее будет работа человека с
фотокамерой, тем интереснее будет
результат этой работы.
В
студийных условиях – фотограф – это
повелитель процесса, он – словно капитан
большого корабля в огромном море, от
его мастерства общения, уверенности и
его внимания зависит безопасность
«пассажиров», от его личных качеств –
сплоченность и общее настроение команды.
На пленере, в репортажных условиях –
фотографу желательно уподобиться
легковесной тени, плавному призраку с
«фотографической памятью».
Убежден,
что процесс фотосъемки события не
сводится к одной лишь последовательной
и кропотливой записи происходящего на
вместительную флеш-карту. Если действующие
лица создают событие для присутствующих
зрителей, то, нажимая на спусковую
кнопку, фотограф своей работой формирует
его образ на будущее, образ, переходящий
к тем, кого в этот момент не было рядом
– и далее – к зрителям еще не родившимся,
будущим. Тем самым, фотосъемка концерта,
спектакля, праздника – дело ответственное
и требует не «фоток по приколу», а
честного и искреннего отношения к тому,
что записывается в темных недрах
фотоаппарата. Передача движения (не
только тел, но и душ) других людей
грядущим зрителям сама по себе есть
труд немалый. Труд внимания и сохранения.
«Воспроизведение
портретов, - писал
в начале прошлого века непременный член
Фотографического отдела Императорского
Русского Технического Общества А.К.
Ержемский,
- представляет, без сомнения, самую
трудную часть фотографического искусства;
качества портретных снимков зависят,
прежде всего и главным образом, от личных
способностей фотографа, от его
художественного вкуса, понимания
изящного, умения подметить те или другие
особенности в модели и затем уже – от
технических совершенств самих снимков».
|